Дедуктивный и индуктивный подходы к обучению — Заметки об изучении английского языка от школы English Formula
📲 Позвоните мне 📲 Обратный звонок
Нажимая на кнопку заказа звонка, вы принимаете Пользовательское соглашение и Правила обработки информации
Заявка отправлена
Заявка не отправлена, пожалуйста, позвоните +7 800 770-08-85

Дедуктивный и индуктивный подходы к обучению

Обучение определенным аспектам языка

Люди, с легкостью изучающие иностранные языки, чаще всего обладают сильным характером.

Людвиг Бёрне

Зачастую изучение нового языка может показаться сложной или даже невыполнимой задачей. Учащихся могут напугать многочисленные непонятные правила, вследствие чего у них может развиться неуверенность в собственных силах. Кто может помочь в освоении иностранного языка? Конечно, учитель. Таким образом, именно перед ним стоит очень важная задача — выбрать правильный подход к обучению иностранного языка, чтобы заинтересовать учащихся и добиться хороших результатов. Согласно высказыванию немецкого писателя, огромную роль также играют трудолюбие, упорство и целеустремленность ученика. Именно благодаря этим качествам можно достичь больших успехов.

Составляющие процесса обучения

Когда мы просим учеников обратить особое внимание на определенные аспекты языка, мы стараемся объяснить форму и значение этого языка. Затем уже наступает время для повторения, неотъемлемой части этапа контролируемой практики на уроке. Это объяснение, повторение и практика вместе представляют собой процесс обучения. Иногда мы тратим много времени на объяснение, а ученикам может это быть не интересно или же они будут вовлечены, но ненадолго. С другой стороны, если хорошо заинтересовать обучающихся, они могут довольно быстро перейти к стадии персонализации (когда они используют этот язык, чтобы рассказывать о своей жизни) или даже полной активизации лексики. В таких случаях обучение прошло бы довольно быстро, так как оно увенчалось бы почти мгновенным успехом.

Распределение времени на обучение иностранному языку зависит от многих факторов. Например, от того, что это за ученики, какой их уровень владения языком и каким элементам языка мы хотим их научить.

Многие ученые противопоставляют два подхода (дедуктивный и индуктивный) для ознакомления студентов с определенными аспектами языка. Остановимся поподробнее на каждом из них.

Дедуктивный подход

При дедуктивном подходе ученикам объясняют темы и грамматические правила. И уже на основе этого они самостоятельно составляют фразы и предложения на иностранном языке.

В следующем примере показано освоение темы “The Present Continuous Tense” (Настоящее продолженное время) в начальной школе.

Учитель вводит учащихся в тему, показывая им фотографии людей, выполняющих определенные действия (красящих дом, ремонтирующих крышу, подстригающих газон и т.д.). Затем преподаватель строит предложение по модели, рассматривая одну картинку (“He’s painting the house” — “Он красит дом”), прежде чем обратить внимание на грамматику, образование времени Present Continuous. (Послушайте… he’she’she ishe is [при помощи пальцев или ладоней, соединяемых вместе, можно показать, что слова “he” и “is” могут сливаться, тем самым образуя сокращенную форму, …he’she’spainting…послушайте…paintingpaintinghe’s painting the house). Затем учащиеся повторяют предложение, прежде чем перейти к следующему (“He`s fixing the roof” — Он чинит крышу), где учитель также строит предложение по модели и снова обращает внимание на образование времени Present Continuous, разделяя высказывание на части (“he’s” и “fixing”). Затем учащиеся повторяют второе предложение. После этого учитель дает ученикам подсказку, называя глагол (например, paint/fix), а ученики в свою очередь должны сказать полностью предложение (“He’s painting the house/He’s fixing the roof”). Затем на основе этого они самостоятельно составляют предложения для других картинок, а учитель, если необходимо, исправляет их.

Как можно заметить, этот подход к обучению аспектов системы языка, берущий за основу объяснение и практику, очень напоминает методику ESA (engage —> study —> activate).

Индуктивный подход

При так называемом индуктивном подходе все происходит наоборот. Другими словами, ознакомление с новой темой происходит не посредством изучения грамматических правил языка, а с помощью приведения примеров, на основе которых ученики сами разрабатывают правила. Так, например, после прочтения текста можно попросить учащихся найти примеры различных прошедших времен и сказать, как и почему они используются. Этот метод проведения урока по типу бумеранга (где элементы встречаются в последовательности engage —> activate —> study) особенно подходит для развития навыков чтения и аудирования при изучении иностранного языка.

Если мы хотим, чтобы учащиеся поняли, как в разговорной речи использовать определенные фразы, чтобы выиграть время на обдумывание мыслей, мы могли бы — после прослушивания и ответа на то, что кто-то говорит спонтанно, — дать им послушать снова, но на этот раз с текстом перед глазами. Их задача – найти язык, используемый для того, чтобы выиграть время, распознать такие фразы, как “you know”, “I mean”, “yeah”, “mmm” и т.д.

Если мы хотим, чтобы учащиеся поняли, как сочетаются определенные слова, можно рассказать им об этих словах и их сочетаниях. Это лучше сделать во время объяснения новой темы и практики. Но при индуктивном подходе предпочтительнее для учеников будет узнать об этом самим. Поэтому, если у нас тема “body language” (“язык тела”), не нужно говорить учащимся, какие глаголы, например, “wave” (махать), “clench” (сжимать), “wag” (вилять) и т.д., сочетаются с какими существительными, например, “hand” (ладонь), “arm” (рука), “teeth” (зубы), “fist” (кулак) и др. Надо дать им задание самостоятельно поискать эту информацию в словарях. Например, они могут использовать одноязычный словарь учащихся (MLDs) или компьютерные корпуса. В этом случае ребята сами ищут необходимую информацию.

Исследовательская деятельность очень хорошо подходит некоторым ученикам, зачастую тем, кому нравится что-то придумывать. Многие считают этот подход более эффективным, так как он предполагает приложение когнитивных усилий. Однако он не для всех, так как всегда есть те, кому нравится, когда их “кормят с ложечки”. Здесь, как правило, многое зависит от уровня владения языком. Чем больше уровень, тем легче анализировать и самостоятельно искать информацию. Индуктивный подход особенно полезен в случаях, когда учащиеся изучают конструкцию конкретного языка во второй или третий раз. Когда мы просим их посмотреть на использование различных прошедших времен в рассказе и объяснить их использование, мы предполагаем, что они “знают“ отдельные времена. Исследовательская работа, которой они занимаются в этом случае, направлена на расширение их знаний.

Другие полезные заметки

Про навыки чтения

Про навыки чтения

17 февраля
Методы обучения иностранному языку

Методы обучения иностранному языку

17 января
Дедуктивный и индуктивный подходы к обучению

Дедуктивный и индуктивный подходы к обучению

26 января
Поделитесь: 
Обновлено: 5 февраля