Упражнения на развитие речевых навыков — Заметки об изучении английского языка от школы English Formula
📲 Позвоните мне 📲 Звонок
Нажимая на кнопку заказа звонка, вы принимаете Пользовательское соглашение и Правила обработки информации
Заявка отправлена
Заявка не отправлена, пожалуйста, позвоните +7 800 770-08-85

Упражнения на развитие речевых навыков

Упражнения на развитие речевых навыков

Игра — высшая форма исследования.

Альберт Эйнштейн

Практика показывает, что это действительно так. Игра даёт участникам конкретную цель, мотивирует её достижение, и сама по себе является увлекательной формой обучения, в отличие от скучных лекций и зубрёжки. Кроме того, игры во многом могут сформировать новый взгляд не только на устройство мира и взаимодействие людей, но и на самого себя. Именно поэтому в последние годы появилось большое разнообразие игр, которые позволяют эффективно и увлекательно изучать языки.

В этой статье мы поделимся с вами несколькими интересными игровыми упражнениями, которые помогут вашим ученикам развить речевые навыки и овладеть иностранными языками. Вперёд!

Конкурс фотографий

Подходит для уровней B2–C1.

Занятие начинается с того, что ученикам (которые заранее делятся на группы) объявляют задание: они являются судьями фотоконкурса. Прежде чем им покажут фотографии четырех финалистов, они должны решить, по каким критериям будут выбирать победителя. Пока разрабатываются критерии, преподаватель ходит по классу и слушает обсуждения, помогая в случае возникновения в любых трудностей, подсказывая полезные слова и выражения, исправляя ошибки.

Затем студентам показывают фотографии финалистов. Каждая группа должна выбрать лучшую фотографию. Однако выбор основывается не на их личных предпочтениях, а на критериях, которые ученики ранее согласовали между собой.

Наконец, каждая группа подробно объясняет свой выбор с использованием разработанных критериев. Это может перерасти в продолжительную философскую дискуссию с участием всего класса, что очень здорово.

Это упражнение очень эффективно, ведь учащиеся активно применяют свои языковые знания. Кроме того, у них есть конкретная цель (разработка критериев, принятие решения), а это крайне важно.

Ролевая игра

Как правило, она для уровней B1–B2.

Суть игры — разыграть реальную ситуацию из жизни. Можно попросить учеников разыграть регистрацию в аэропорту, собеседование при приеме на работу презентацию, на конференции и т.п.

Ученики должны играть определенные роли, говорить и действовать с точки зрения своего персонажа.

Вот пример такой игры. Ученикам раздают карточки, в которых рассказывается, кто они такие и какова их цель.

Учитель представляет классу следующую ситуацию:

Last night the Wolverhampton Trophy was stolen from the Wolverhampton Football Club Headquarters at around 9.30 in the evening. The police have brought in a youth for questioning; they believe this youth stole the trophy. The suspect is being interviewed by two police officers. The suspect’s lawyer is also present. But because the suspect is not yet eighteen, a parent is also present.

Удостоверившись, что учащиеся понимают суть ситуации, учитель делит класс на пять групп, каждая из которых включает следующих персонажей: подозреваемый, сотрудник полиции 1, сотрудник полиции 2, адвокат и родитель. Каждому члену группы выдается индивидуальная ролевая карточка.

В своих группах ученики обсуждают свои роли, какие вопросы они будут задавать, что будут отвечать. Пока идёт обсуждение, учитель ходит по классу, помогая и подсказывая полезную лексику.

Этот предварительный этап важен для того, чтобы настроить студентов на занятие.

Теперь студентов снова распределяют по группам: подозреваемый, два сотрудника полиции, адвокат и родитель, и начинается ролевая игра. Учитель переходит от группы к группе, наставляя и делая пометки для того, чтобы в конце игры прокомментировать какие-то интересные моменты, исправить и объяснить ошибки учащихся.

Разновидностью такого рода игровой деятельности является игра «Алиби». Учитель придумывает преступление — связанное с изученной грамматикой и лексикой, например — и, скажем, трех студентов высылают из класса, чтобы они придумали себе алиби на время совершенного преступления. Затем этих учеников вызывают обратно по одному и допрашивают остальные члены группы. Когда приходит второй ученик, класс пытается сравнить алиби и найти несоответствия между ними. Затем класс устанавливает личность «преступника».

Существует мнение, что ролевые игры позволяют ученикам как бы «спрятаться» за персонажем, которого они играют, и иногда это помогает им выражать себя более свободно, чем если бы они высказывали свое личное мнение или показывали свои собственные чувства.

Портретное интервью

Данный вид активности подходит практически для любого уровня подготовки.

Занятие проходит следующим образом:

  1. Ученики делятся на три группы.
  2. Каждая группа получает экземпляр картины (например, «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка).
  3. Каждая группа выбирает одного из 3-х героев (мужчину, женщину, либо собаку). Ученики должны внимательно изучить картину, а затем придумать как можно больше вопросов к своему персонажу. Кто-то из группы записывает все вопросы, подготовленные группой. Примеры вопросов персонажам: «Почему в вашей комнате такой беспорядок?», «Что написано на стене сзади?».
  4. Учащиеся вновь распределяются по группам по три человека (по одному от каждой из первоначальных трех групп). Каждый участник группы принимает на себя роль одного из двух персонажей, для которых он не готовил вопросы. Другой участник опрашивает его.
  5. Выбираются три студента, которые будут играть роли разных персонажей. Они становятся перед классом, и класс опрашивает их таким же образом.

Описанная выше игра очень эффективна, ученикам дается прекрасная возможность попрактиковать речь на иностранном языке, применить все свои языковые знания, взаимодействуя друг с другом. А у преподавателя будет масса работы: сколько комментариев и исправлений!

Этот вид деятельности подходит практически для любой возрастной группы, включая младших школьников, которые просто обожают творческие ролевые игры. Есть множество различных вариаций этой игры, открывающих простор для воображения: например, ученики могут рассказать об обычном дне из своей жизни от лица одного из изображенных персонажей. Можно представить, что когда в музее выключен свет и закрыты двери, портреты разговаривают между собой и разыграть такую беседу.

Можно поработать с изображениями людей. Если ученики — малыши, то можно подключить кукол, компьютерных персонажей. Можно играть в эту игру после знакомства с новым текстом: проделывать всё то же самое с персонажами из текста, предлагая ученикам примерить на себя их роли.

Другие полезные заметки

Упражнения на развитие речевых навыков

Упражнения на развитие речевых навыков

16 января 2023 года
Основы чтения при изучении английского языка

Основы чтения при изучении английского языка

21 февраля 2023 года
Как объяснить значение слова

Как объяснить значение слова

8 февраля 2023 года
Поделитесь: 
Обновлено: 28 января 2023 года