Что если у учеников в группе разный уровень языка
— You first line is «My name’s Claude»: «Je m’appelle Claude».
— «Je te coupe, Claude».
— It’s not quite what I’m saying.
— Really? Sounds exactly the same to me.
— Твоя первая реплика — «Меня зовут Клод»: «Je m’appelle Claude».
— «Je te coupe, Claude».
— Это не совсем то, что я сказала.
— Правда? А для меня звучит один-в-один.
Так Фиби из известного комедийного сериала «Друзья» учила Джо азам французского, готовила его к новой роли.
Представьте: вы обучаете студентов с разным уровнем языка, и все они — от Elementary до Upper Intermediate — в одной группе!
На самом деле, это одна из самых распространенных сложностей в проведении занятия. Даже если ситуация не столь экстремальна, учителя английского языка регулярно сталкиваются со смешанным уровнем и способностями учеников.
Что делать, если у всех учеников разный уровень языка? Ниже приведены основные стратегии. Давайте разбираться.
Комбинируйте способы обучения и формы работы
Когда учителя знают способности студентов, они могут условно «разбить» их на группы. В то время как одна группа работает над изучением нового времени — скажем, past continuous, другая уже читает статьи на BBC News, смотрит фильмы на языке оригинала или ведет расследования о том, какую фамилию носила Королева Великобритании Елизавета Вторая. А когда вторая группа уже преодолела языковой барьер и дискутирует о глобальных проблемах, первая только выполняет письменные упражнения или развивает навыки аудирования. Это пример дифференцированного обучения — другими словами, разного подхода к студентам, имеющим разные способности.
В школах, где есть возможности для самостоятельного обучения (например, в учебном центре с несколькими кабинетами), учитель может работать с двумя группами одновременно, «разбив» студентов по уровням языка и отправив студентов, способных изучить тему самостоятельно, в другой кабинет — при условии, конечно, что задание для самостоятельного изучения является целенаправленным, а учащиеся, которые самостоятельно изучают, не будут чувствовать себя обманутыми.
Обширная зона самообучения идеальна для смешанных групп. В то время как одна группа работает над грамматическим заданием в одном углу, два других студента могут смотреть DVD; одна группа снова может работать с учебниками, в то время как другая группа — за экраном компьютера.
Выполняйте задачи разного уровня сложности
Там, где учителя используют один и тот же материал со всем классом, дифференциация все еще может иметь место. Можно поощрять студентов выполнять различные задания в зависимости от их способностей.
Например, вопросы к прочитанному тексту могут быть написаны на трех уровнях сложности. Предложите ученикам посмотреть, как далеко они смогут продвинуться. А когда вы дошли до проверки усвоенного материла, попросите студентов со слабым уровнем языка просто повторять за вами или сильными учениками, а сильных студентов — использовать усложненную лексику и грамматические конструкции.
В role-play (заданиях на обыгрывание ситуации) и mingling activities (заданиях на сталкивание с реальной задачей, в ходе решения которой ученики передвигаются по классу и общаются между собой) подготовьте задания разных уровней.
Игнорирование проблемы
В говорении и письме ученики с более высоким уровнем языка обычно смелее других студентов; в чтении и аудировании они быстрее ориентируются и выполняют здание.
Однако опасность такой позиции заключается в том, что студентам с более высоким уровнем языка может быть просто скучно ходить на занятия.
Как студентам разного уровня работать в парах
Некоторые учителя используют такие методики обучения, в которых сильный студент «натаскивает» слабого, работая в группе или в паре. Таким образом, когда учителя распределяют учеников по группам, слабые и сильные ученики всегда собраны вместе.
Походить к этому нужно деликатно, чтобы ученики не чувствовали давления или развития комплексов с одной стороны и груза ответственности — с другой. Для этого можно объяснить ученикам суть метода и почему он будет полезен именно в вашей группе.
Пробуйте разные методики обучения, комбинируйте подходы. Научитесь чувствовать потребности учеников — тогда указанные методы принесут пользу и заниматься будет действительно интересно!