О языковой практике — Заметки об изучении английского языка от школы English Formula
📲 Позвоните мне 📲 Звонок
Нажимая на кнопку заказа звонка, вы принимаете Пользовательское соглашение и Правила обработки информации
Заявка отправлена
Заявка не отправлена, пожалуйста, позвоните +7 800 770-08-85
Открыта запись на 2024/25 учебный год — до 30 апреля с выгодой до 15 %!

О языковой практике

Практика при обучении иностранному языку

Час работы научит больше, чем день объяснения.

Жан-Жак Руссо — философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения

Очень точно и верно подмечено. Ведь именно практические задания помогают ученикам систематизировать, усваивать и углублять теорию. К тому же практика при обучении иностранным языкам не просто полезна, а жизненно необходима! Как ещё преодолеть языковой барьер, научиться самостоятельно строить фразы на новом языке и полноценно излагать на нём свои мысли? Ответ один: практика, практика и ещё раз практика.

В этой статье мы поговорим о таких этапах урока как “controlled practice” и “free practice”, а также разберём несколько полезных практических заданий, которые вы сможете использовать для работы со своими учениками. Вперёд!

Почему практика языка важна

Ученикам необходимо выполнять практические задания на языке, который они изучают, чтобы привыкнуть говорить и писать на нем, «прочувствовать» его, приспособиться к нему. Во время выполнения таких упражнений, преподавателю следует исправлять учеников, если они допускают ошибки, чтобы у них сформировалось ясное представление о том, каким образом устроен язык. К тому же практика помогает со временем перенести языковую информацию из кратковременной памяти в долговременную.

В нашей кратковременной памяти информация хранится лишь в течение короткого отрезка времени, только до тех пор, пока она необходима нам. Например, мы можем запомнить номер дома, куда нас пригласили на вечеринку, но неделю спустя мы со всей вероятностью забудем его, поскольку эта информация нам больше не нужна.

А вот долговременная память предназначена для информации, которую нам бы хотелось «сохранить» надолго. Мы запоминаем ПИН-коды от наших карточек, номера своих автомобилей и различные пароли, потому что нам приходится постоянно ими пользоваться.

Точно также дела обстоят с изучением иностранного языка. Если вы хотите, чтобы конкретная языковая информация стала частью долговременной памяти ваших учеников, нужно, чтобы она постоянно применялась ими на практике. Необходимо, чтобы учащиеся сталкивались с новыми словами, фразами и грамматическими явлениями снова и снова, а также применяли их самостоятельно. Повторение — мать учения. Однако речь тут идёт не только о повторении учениками новых фраз и слов вслух индивидуально или хором. Также это означает, что нужно время от времени освежать в памяти учеников ту или иную изученную информацию, чтобы она постепенно укоренилась в памяти ваших учеников, а не сразу же вылетела у них из головы.

Controlled practice

Controlled practice” — это этап урока, на котором ученики выполняют задания, не предполагающие свободы действий, то есть задания, имеющие, как правило, один правильный ответ.

В рамках этого этапа будет полезным такое упражнение как повторение. Суть его заключается в том, что учащиеся повторяют новые слова или фразы хором или каждый сам про себя. Лучше будет, если класс начнёт повторять одновременно, а учитель в это время будет как бы «дирижировать», направлять «хор», чтобы никто не отставал и не отмалчивался.

Можно поработать с диалогами. Для этого нужно разделить класс пополам (если в диалоге 2 реплики) и распределить реплики между двумя половинами. Далее каждая «половина» хором и по очереди озвучивает свою реплику. Преподаватель, слушая учеников, будет обращать внимание на правильное использование лексики, грамматики и акцент.

Затем можно просить учеников повторять фразы или слова уже в индивидуальном порядке. Главное при этом не спрашивать учащихся в том порядке, в котором они сидят за партами, чтобы сохранять непредсказуемость и усложнить задачу. Полезно также индивидуальное повторение вполголоса. Такая практика дает ученикам ценную возможность индивидуально попрактиковать устную речь на новом языке.

После того, как ученики немного привыкли к новой лексике, можно поделать упражнения, в формате «подсказка-ответ». Предположим, например, что вы обучили группу начинающих ряду словарных единиц по теме «Профессии», и у вас с собой набор карточек с изображениями представителей различных профессий. Поочерёдно показывайте карточки ученикам, а они будут по-английски отвечать, кто на них изображён. Подсказки также могут быть вербальными или невербальными (например, вы пожимаете плечами, имея в виду фразу ‘I don’t know’ и т.д.).

Упражнения формата «подсказка-ответ» весьма эффективны. Они помогают держать учеников «в тонусе», удерживать их внимание и позволяют практиковать устную речь. Ученики также могут разбиться на пары и произносить новые слова и фразы друг другу. Взаимодействие сделает любое занятие более увлекательным. Вы также можете дать ученикам возможность создавать собственные «подсказки»: например, имитировать действия представителей профессий или рисовать полицейских, медсестер и т.д.

Free practice

Этап “Free practice” подразумевает свободу действий учеников, так как правильный ответ может быть сформулирован по-разному.

Например, вы спрашиваете учеников: «Can anyone tell me what would have happened if you’d overslept this morning?», и они приводят вам собственные примеры условных предложений третьего типа. Такая практика тоже очень эффективна, поскольку, во-первых, даёт вам возможность прокомментировать ответ каждого ученика в индивидуальном порядке и, во-вторых, ученики, выполняя такого рода упражнения, учатся свободно общаться на новом для них языке.

Надеюсь, что эти упражнения понравились вам и что они помогут вашим ученикам изучать новый язык эффективно и с большим удовольствием.

Другие полезные заметки

Дедуктивный и индуктивный подходы к обучению

Дедуктивный и индуктивный подходы к обучению

26 января 2023 года
Как научить студента быть самостоятельным

Как научить студента быть самостоятельным

27 декабря 2022 года
Основы чтения при изучении английского языка

Основы чтения при изучении английского языка

21 февраля 2023 года
Поделитесь: 
Обновлено: 27 января 2023 года